Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

От первого лица

Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости нашей конференции!

Начать свое выступление я бы хотела со вступительных слов доклада центра стратегических разработок и высшей школы экономики «Двенадцать решений для нового образования»:

В эпоху глобальной конкуренции и высокой неопределенности будущего победителями оказываются те страны, которые делают основную ставку на самого человека, на максимальное развитие его потенциала, на способности людей делать жизнь лучше, развивать себя, культуру, отечество, планету в условиях быстрых и непредсказуемых изменений. Ключевую роль в этой новой повестке играет образование. Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018–2024 годы в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования.

Вы уже обратили внимание, что все наши традиционные педагогические встречи в этом году соответствуют теме «Южноуральское образование – инвестиции в человеческий капитал». И это не случайно, так как ни для кого не секрет, что XXI век — век инноваций, которые требуют принципиально нового подхода к осуществляемой деятельности и понимания важности человека как основного стратегического ресурса. В экономике, основанной на знаниях, производительные силы человека реализуются в форме человеческого капитала. И, следовательно, с экономической точки зрения образование — это источник экономического роста. Накопление человеческого капитала начинается на этапе дошкольного образования, где формируются основы базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Продолжается как на этапе школьного обучения, которое закладывает базовые знания и навыки, так и обучения послешкольного, имеющего своей целью получение определенной профессии, а также в процессе профессиональной деятельности. Причем умения и знания, полученные на предыдущих этапах обучения, повышают эффективность дальнейших инвестиций в человеческий капитал и, как результат, обеспечивают возможность успешной деятельности в различных областях. Но накоплению человеческого капитала способствуют как условия, которые мы с вами обеспечиваем, так и наш интеллектуальный вклад.

Уважаемые участники августовского совещания!

Основным направлением работы администрации района, Управления образованием в настоящее время является работа по созданию условий для выполнения образовательными организациями своих полномочий и функций. Работая по данному направлению мы решаем следующие задачи:

  • реализация мероприятий муниципальных программ Ашинского муниципального района в сфере образования;
  • развитие образовательной среды, обеспечивающей доступность получения детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, качественного дошкольного, начального, основного, среднего общего образования и дополнительного образования детей;
  • создание условий для поэтапного перехода на односменное обучение в общеобразовательных организациях;
  • реализация приоритетного образовательного проекта «ТЕМП»;
  • совершенствование механизмов социализации детей через систему гражданско-патриотического воспитания, развитие технического и естественнонаучного творчества, организацию отдыха, оздоровления и временного трудоустройства в свободное от учебы время, развитие молодежных объединений;
  • создание организационных условий введения профессионального стандарта «Педагог» /педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования/ (воспитатель, учитель);
  • оптимизация имеющихся ресурсов с целью обеспечения нового качества образования;
  • совершенствование механизмов нормативно-подушевого финансирования реализации образовательных программ в образовательных организациях;
  • развитие процедур и механизмов оценки качества образования и образовательной деятельности для эффективного управления по результатам.

Эффективность управления муниципальной системой образования обеспечивается механизмами программно-целевого планирования. В районе реализуются мероприятия двух муниципальных программ, разработчиком и исполнителем которых является Управление образованием:

  1. муниципальная программа «Развитие образования в Ашинском муниципальном районе»;
  2. муниципальная программа «Развитие дошкольного образования в Ашинском муниципальном районе».

Реализация указанных программ направлена на выполнение задач комплексного развития системы образования Ашинского района.

В целях привлечения средств областного и федерального бюджета для реализации мероприятий федеральных государственных программ мы ежегодно участвуем в конкурсных мероприятиях на получение субсидий. Победы в конкурсах позволили привлечь средства в объеме 46,2 млн. рублей на выполнение следующих мероприятий:

  • ремонт спортивного зала в школе №26 п.Кропачево (2,5 млн. рублей);
  • работа по созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов (2,8 млн. рублей), в том числе и на адаптацию зданий для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в муниципальные дошкольные образовательные организации;
  • ремонт кровли и спортзала школы №1 г.Миньяра (5 млн. рублей);
  • организация летнего отдыха детей в каникулярное время (6,4 млн. рублей);
  • оборудование пунктов проведения экзаменов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования получили средства (498,7 тыс. рублей);
  • поддержка инновационной деятельности общеобразовательных организаций (РИПовские площадки на базе школ №3 г.Аши и №2 г.Сим) (6 млн. рублей);
  • приобретение двух автобусов для организации перевозки обучающихся школ г.Миньяр (3,6 млн. рублей);
  • обеспечение питанием детей из малообеспеченных семей и детей с нарушениями здоровья, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях (7,3 млн. рублей);
  • привлечение детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, а также семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в расположенные на территории района муниципальные дошкольные образовательные организации через предоставление компенсации части родительской платы (4,7 млн. рублей);
  • создание дополнительных мест для детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных организациях АМР, реализующих образовательную программу дошкольного образования, и открытие новой группы в школе п.Ук, (1,72 млн. рублей).

За счет средств областного бюджета для муниципальных образовательных организаций закуплены учебники на 5,8 млн. рублей. Уровень обеспеченности на начало нового учебного года составляет 99%.

Реализация образовательных инвестиций и решение указанных выше задач не возможно без соответствующего кадрового обеспечения.

Общее количество педагогических работников в системе образования района составляет 802 человека, из них педагогов дошкольного образования — 270, учреждений допобразования — 54, педагогических работников общеобразовательных школ — 478.

Управление образованием совместно с администрацией образовательных организаций постоянно осуществляет работу по обеспечению соответствующего уровня заработной платы отдельных категорий педагогических работников. Все заключенные с МОиН Челябинской области соглашения выполняются. Уровень заработной платы соответствует Указам Президента РФ.

В последние годы мы с вами много сделали по реализации государственной политики в сфере использования информационных технологий в управлении образовательными организациями, в сфере осуществления мониторинга в системе образования.

В соответствии с приоритетным направлением в части информационного обеспечения управления в системе образования обеспечено ведение таких информационных систем как «Сетевой город. Образование», «Е-услуги». С этого года уже ведется работа в федеральной ИС ФРДО, сформированы базы в региональной системе аттестации педагогических работников. Указанные системы обеспечивают сбор, накопление, хранение и обработку информации о состоянии системы образования.

Работа в информационных системах осуществлялась с выполнением требований к обеспечению безопасности информации, обрабатываемой в автоматизированных системах. В 2017 году завершено создание защищенной сети системы образования района.

Реализованы мероприятия по обеспечению открытости и доступности информации о деятельности Управления и образовательных организаций. Проводилась работа по оптимизации ведения в сети «Интернет» официальных сайтов образовательных организаций.

Методическим кабинетом Управления образованием организована работа администрации организаций и экспертных групп по подготовке материалов по аттестации педагогических работников в целях установления соответствия квалификационной категории. Так в 2017-2018 учебном году с заявлениями о проведении аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) в Министерство образования и науки Челябинской области были направлены материалы на 72 педагогических работника, в том числе:

  • в целях установления высшей квалификационной категории – 17 ;
  • в целях установления первой квалификационной категории – 55.

В целях повышения социального статуса педагогических работников Управлением образованием организована работа по награждению работников региональной системы образования.

Расширение доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов — ключевая задача последних лет муниципальной системы образования.

В 2017-18 учебном году в системе общего образования обучалось 871 детей-инвалидов и детей с ОВЗ (из них 440 детей в дошкольных организациях), в том числе инклюзивно 326, что составляет 15,6 % (в области — 42,7%) обучающихся в общеобразовательных организациях. Средний охват обучающихся с ОВЗ дополнительным образованием в общеобразовательных организациях — 60,4 % (по области - 35%).

90% обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов обучаются по адаптированным общеобразовательным программам различных уровней образования в общеобразовательных организациях.

В последние годы безбарьерная среда создана в 4 дошкольных образовательных организациях, которые получили средства федерального, областного и местных бюджетов в общем объеме 6,3 млн. руб. на проведение соответствующих мероприятий; 3 общеобразовательных организации получили средства областного, федерального и местных бюджетов в общем объеме 5 млн. рублей на создание условий для инклюзивного обучения детей-инвалидов.

В целях обеспечения доступности образовательной среды функционирует территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК), которая осуществляют взаимодействие с учреждениями системы образования, системы здравоохранения, системы социальной защиты населения, системы внутренних дел, системы чрезвычайных ситуаций.

С целью обеспечения всех видов доступности дошкольного образования Управлением реализуется муниципальная программа «Развитие дошкольного образования в Ашинском муниципальном районе».

В системе образования нашего района функционирует 15 дошкольных образовательных организаций, на базе двух школ открыты группы для детей дошкольного возраста, контингент воспитанников составляет 3301.

В соответствии с поставленными задачами в прошлом году открыто дополнительно 50 место за счет оптимизация действующей сети.

В условиях растущего спроса на услуги дошкольного образования проблемы реализации Указа Президента РФ № 599 в части обеспечения 100% доступности дошкольного образования детям 3-7 лет сохраняются. По состоянию на 15 августа 2018 г. детей этой возрастной категории в очереди — 575 человека. Прогноз на 1 января 2019 г. — 607 детей. С целью расширения доступности дошкольного образования, выполнения Указа Президента РФ

№599 начато строительство нового детского сада. Ввод в эксплуатацию планируется в 2019 году.

Значительный объем потребности в дополнительных местах оставляет в числе значимых вопросов развитие частного сектора системы дошкольного образования, семейных дошкольных групп.

С целью расширения доступности дошкольного образования осуществлялась выплата компенсаций части родительской платы всем семьям. Дополнительно за счет средств областного бюджета обеспечивалась выплата компенсации до 50% родительской платы детям из малообеспеченных, неблагополучных семей, а также семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Указанные выплаты получили 840 человек.

По данным федерального мониторинга 2017 г. трудности в выполнении требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования сохраняются в большинстве педагогических коллективов. В ближайшей перспективе качество дошкольного образования станет предметом регулярной проверки органами Рособрнадзора.

В рамках партийного проекта «Детские сады — детям!» проведен муниципальный этап восьмого областного конкурса. В этом году победители были определены по 7 номинациям: «Лучший детский сад», «Лучшая здоровьесберегающая методика», «Лучший воспитатель детского сада», «Лучший профессионал детского сада», «Лучший медицинский работник детского сада», «Лучший младший воспитатель детского сада» и «Лучший повар детского сада».

Проведен традиционный конкурс профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных организаций «Педагог года в дошкольном образовании».

В нашем районе в статусе юридических лиц функционируют 12 муниципальных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в которых обучаются (предварительные данные на 1 сентября 2018 г.) 7076 чел.; на подвозе — 326 обучающихся (4,6 %, от общего количества, в области — 4,15 %). Во вторую смену обучается 16,2% (по области — 21,3 %). Несмотря на принятые меры по оптимизации сети общеобразовательных организаций, доля обучающихся во вторую смену в общеобразовательных организациях района остается высокой по сравнению с другими районами горно-заводской местности.

По федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (ФГОС общего образования) обучаются 78% от общей численности обучающихся 1 — 11 классов.

Также одним из приоритетных направлений в деятельности Управления образованием является работа по созданию условий для реализаций мероприятий в области воспитания и дополнительного образования.

По состоянию на 01 июня 2018 года в образовательной системе Ашинского района функционируют 5 организаций дополнительного образования подведомственных Управлению.

Общий процент охвата детей, получающих услуги дополнительного образования в детских садах, школах и учреждениях дополнительного образования Ашинского района, находящихся в нашем ведении «Образование», составляет 52 %. Реализуется более 190 дополнительных общеразвивающих программ, функционирует 248 объединений, секций и коллективов по 6 направленностям.

Летняя оздоровительная кампания 2018 года была своевременно организована и проведена; приемка детских оздоровленных учреждений прошла в установленные сроки, лагеря были укомплектованы необходимыми кадрами. В полном объеме освоены средства областного и местного бюджетов, выделенные на организацию отдыха детей.

Охват отдыхом, оздоровлением и трудовой занятостью детей района в каникулярный период 2018 года составил 85% от общего количества детей школьного возраста.

Как видно из представленного вашему вниманию краткого анализа, мы с вами проводим большую работу по вкладу в человеческий капитал, говоря языком экономики. Но это только базис. Экономические исследования показывают, что неуспешность в школе не компенсируется на следующих уровнях образования, а впоследствии, такие выпускники, оказываются неуспешны на рынке труда и не могут работать с достаточной производительностью. Корреляция между образовательной и экономической неуспешностью высока. Снижение школьной неуспешности в два раза (до 14%) соответствует на 10-летнем горизонте росту ВВП страны на 2%, на 20-летнем — на 5–6%, а на 30-летнем — свыше 10%. Следовательно, в перспективе нам предстоит решить немало задач позволяющих обеспечить успех каждого обучающегося, рост человеческого потенциала и создание благоприятных условий для его капитализации.

Первая задача — это создание службы сопровождения физического, психического и социального развития для всех детей от 0 до 3 лет (и для детей с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 6 лет), предполагающей регулярное консультирование семей специалистами по детскому развитию, мониторинг динамики развития детей. Это должно позволить сократить количество первоклассников неподготовленных к школе.

Следующая задача «цифровая» и включает в себя апробацию и постепенный переход к использованию принципиально новых цифровых учебно-методических комплексов, частично или полностью замещающих традиционные учебники.

Продолжим все вместе работу по улучшению материальной инфраструктуры образовательных организаций, в том числе обеспечение высокоскоростного подключения к сети Интернет, формирование в школах элементов современной образовательной среды средствами дизайна и оснащения современным оборудованием и мебелью.

Сложная задача, но и её необходимо решать, это — создание комплексной системы профилактики и коррекции трудностей в обучении у всех учащихся, имеющих соответствующие риски, с учетом особенностей каждой конкретной школы (особое внимание к школам со стабильно низкими образовательными результатами), включая дополнительные занятия, психолого-педагогическое сопровождение, наставничество.

В последнее время мы видим растущее отставание школьной программы от радикальных технологических изменений. В большинстве школ уроки технологии не менялись десятилетиями. В дополнительном образовании менее 10% детей участвует в программах технологической направленности. Совместно с ПАО «АМЗ» мы уже начали эту работу. Необходимо продолжить модернизацию содержания образовательных программ по естественным наукам, информатике и собственно технологиям, работу по созданию современных технологических мастерских, использование сетевых форм с участием вузов и колледжей, детских технопарков «Кванториум».

Особую роль в человеческом капитале играют таланты, и прежде всего в секторе интеллектуального капитала. Сегодня, когда успешная экономика основана на порождении и освоении инноваций, выращивание талантов стало задачей национального масштаба. И эта работа будет продолжена. Необходимо обеспечить учащихся каждой школы возможностями освоения любой из дисциплин на углубленном уровне.

Уважаемые коллеги!

Всего несколько дней отделяет нас от замечательного праздника — Дня знаний. Этот праздник как никакой другой объединяет взрослых и детей, учителей и учеников.

Начало учебного года -— это долгожданная встреча, а также новый этап в важной работе, от которой зависит будущее каждого из нас, нашего города и страны в целом. Ведь в современном мире только образованные и активные люди добиваются успехов и признания. Нет ни одной сферы жизни, где ни были востребованы глубокие профессиональные знания.

Желаем вам здоровья, счастья, замечательных учеников. Пусть этот год будет результативным, продуктивным, познавательным и интересным.

Поздравляю с наступающим новым учебным годом, с Днем знаний!

Доклад Начальника УО АМР Бухмастовой Е.В. / .docx 

Презентация к докладу / .pptx