Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

От первого лица

 

«Детство не должно быть постоянным праздником —
если нет трудового напряжения, посильного для детей,
для ребенка останется недоступным и счастье труда»
В. А. Сухомлинский

Вопросы трудового воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена, они являются необходимыми составляющими учебно-воспитательной работы. Немало ценных идей, касающихся роли труда и трудового воспитания во всестороннем развитии личности, содержится в трудах классиков педагогики — Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и других. Сейчас проблема трудового воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты трудового воспитания обусловлены обострив-шимися жизненными противоречиями. Каждая образовательная организация реша-ет вопрос трудового воспитания по своему. От реализации идей А.С. Макаренко до волонтерской деятельности. Но, чаще всего это направление воспитательной работы завуалировано. Я уверена, что если вы проанализируете планы воспитательной работы своих организаций то у большинства вы ненайдете раздела посвященного трудовому воспитанию. Тем не менее, в связи с приоритетом воспитания в концепции современной школы возрастает роль трудового воспитания. В современной трактовке трудовое воспитание — процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к выполняемой работе, стимулирования инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов (по И.Ф. Харламову). О роли и значении трудового воспитания написано немало книг, статей и методичек, я же кратко остановлюсь на конкретных примерах общественно полезной деятельности из практики трудового воспитания в образовательных организаций Ашинского муниципального района.

Не думаю, что открою тут что-то новое, но заострить на этом внимание необходимо. Во всех образовательных организациях района, начиная с дошкольных, элементарными примерами общественно полезного труда является хозяйственно-бытовой труд по самообслуживанию: уход за своими вещами и учебными местами, уборка классов и кабинетов, художественное оформление учебных кабинетов. Все учащиеся дежурят, следят за чистотой и порядком в классах, коридорах, столовой. Данный вид труда является, как правило, бескорыстным.

Во всех школах района организована работа в рамках летней пятой трудовой четверти. В школах формируются группы, которые участвуют в ремонте книг и учебников библиотечного фонда, наглядных пособий. Ребята постарше совместно со своими наставниками из числа учителей участвуют в ремонте мебели и школьного инвентаря. Работают на пришкольных участках, занимаются благоустройством школы и пришкольной территории. Ежегодно, такими организованными формами трудового воспитания в течение лета охвачено порядка 2000 школьников. Если учесть, что в среднем в районе 7000 обучающихся, то становится понятным масштаб данной работы.

Большой общественный резонанс и следовательно общественную значимость имеет работа обучающихся школ по уборке памятных мест. Постановлением администрации района за каждой школой закреплены памятники и мемориалы в городах и поселках. И учащиеся школ в течение всего года поддерживают порядок на этих территориях, убирают мусор, чистят снег, при необходимости участвуют в озеленении. И здесь мы решаем вопросы не только трудового, но и патриотического воспитания.

Еще одним примером общественно-полезной деятельности обучающихся является работа в рамках утвержденного постановлением администрации, так называемого, «Чистого четверга». Когда в течении всего года учащиеся школ и воспитанники учреждений допобразования совместно со своими педагогами выполняют работы по поддержанию порядка на территоиях образовательных организаций и прилегающих к ним улицах.

Возвратом к хорошим советским традициям является сбор вторичного сырья, в частности маккулатуры. Так МКОУ «СОШ №7» г. Аши совместно с расположенным рядом детским садом №18 два раза в год организуют сбор маккулатуры. В сборе участвуют не только обучающиеся и воспитанники, но и коллективы учреждений и родители. Часть вырученных средств идет на благотворительные акции в поддержку детей с ОВЗ, а часть на приобретение рассады и саженцев для озеления территорий. Дети понимают какую помощь они могут совместно оказать нуждающимся в ней, а также видят реальные плоды своего труда. Лучшие классы и сборщики обязательно отмечаются на школьных мероприятиях.

Активно в последнее время развивается волонтерское движение. Так Миньярское городское волонтёрское движение «ВМЕСТе» функционирует в городе с мая 2016 года. «ВМЕСТе» — это аббревиатура, в которой каждая буква раскрывает смысл деятельности организации: «Волонтеры Миньяра Едины в Стремлении Творить!» Целью движения является формирование ценностей в молодежной культуре, создание новых культурных пространств; желание изменить этот мир к лучшему, поднять город на новый уровень, оказание помощи в благоустройстве города и сохранении экологии. Членами волонтёрского движения являются и учащиеся школ города. Волонтёрами сделаны десятки добрых дел: проведены субботники, оказана помощь пожилым людям, облагорожены городские парки, детские площадки, проведены акции по сбору батареек, организованы благотворительные концерты и т.д. А сколько добрых и полезных дел ещё впереди?

Считаю, что все выше приведенные примеры способствуют формированию у обучающихся положительного отношения к труду, высоких социальных мотивов трудовой деятельности.

Особое значение в трудовом воспитании имеет производительный труд. Говоря о производительном труде обучающихся конечно необходимо отметить систему, разработанную советским педагогом А.С. Макаренко. Она удивительным образом сочетает гуманистические принципы воспитания с идеей полноценной трудовой деятельности, в процессе которой развивается личность ребенка. Участие в производительном труде сразу изменяет социальный статус детей, превращая их во «взрослых» граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Также, хотелось бы напомнить присутствующим о советстких документах, а именно: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. № 314 «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда» и Приказ Минпроса СССР от 11.05.1985 №81 «Об утверждении Положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ». Это я к тому, что в нашей школе накоплен большой опыт по организации этого вида педагогической деятельности. Но понятно, меняются времена, меняются подходы, но цели и задачи трудового воспитания остаются прежними.

Совместно с Центром занятости населения мы организуем временное трудо-устройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время в течение года. Т.е., если раньше такую форму мы использовали только в летней период, то теперь есть возможность трудоустроить ребят в течение всего года. Уже третий год порядка 420 обучающихся старших классов трудоустраиваются на предприятия района. В основном приоритет трудоустройства остается за ребятами находящимися в трудной жизненной ситуации. За свой труд они получают заработ-ную плату, что является экономическим стимулом.

Ашинский район отностится к промышленной горно-заводской зоне. И это накладывает свой отпечаток на трудовое воспитание в наших образовательных организациях, так как производственники имеют немалый интерес в притоке именно своих профессиональных кадрах, молодых и грамотных специалистов. Мониторинг, проведенный кадровыми службами градообразующих предприятий, показал, что если не будет проводиться целенаправленная работа по привлечению квалифицированных кадров на наши предприятия, то возникнет общая проблема по сохранению производства и, как следствие, развития территорий. И в этом плане они активно с нами взаимодействуют. Новый импульс это взаимодействие получило с началом реализации проекта «ТЕМП».

Совместно с градообразующими предприятиями Ашинского района проводится большое количество мероприятий направленных на формирование положительной мотивации к работе на данных предприятиях. Сложилась уже целая система социального партнерства между школами и предприятиями.

Думаю, что присутствующим будет интересен опыт нашей совместной работы с градообразующим предприятием г. Аши ПАО «Ашинский металлургический завод». Так в декабре 2014 года Управлением образования совместно с администрацией района была проведена I районная конференция представителей органов государственно-общественного управления образовательных учреждений. На данную конференцию были приглашены не только делегаты от Управляющих советов образовательных организаций, но и представители органов власти и предприятий.

В ходе конференции общественность была ознакомлена с концепцией «ТЕМП». Активно на инициативу Губернатора откликнулись ашинские металлурги. Они, в свою очередь, провели Совет директоров, на котором приняли решение о реализации совместно с Управлением образования и школами города Аши проекта по профессиональной ориентации учащихся, включая и начальную профессиональную подготовку. Так как материально-техническая база наших школ не соответствовала поставленным задачам, металлурги построили новую учебную мастерскую на базе школы №3 г.Аши. Мы собрали все неиспользуемые и нерабочие станки из школ района, которые были приведены металлургами в рабочее состояние, два новых станка были ими приобретены. Это позволило оснастить 13 рабочих мест по обучению специальности «Токарь». Также наши партнеры подготовили помещения со специализированными стендами на базе Учебного центра завода, для обучения по специальности «Электромонтер». Так как в наших школах отсутствуют специалисты соответствующей квалификации для проведения занятий, то и кадровое обеспечение осуществляет завод. Таким образом, уже 4-й год в г. Аше для всех юношей 9-х классов проводятся занятия профессиональной подготовки.

Ресурсным центром по трудовому воспитанию и профориентации в Ашинском районе является школа №9 г. Аши. Особенность этой школы, что помимо общеобразовательных программ в школе реализуются 11 программ начальной профессиональной подготовки по профессиям рабочих, по которым обучается 530 учащихся школ г. Аши. Помимо теоретических знаний обучающиеся получают практические трудовые знания и навыки, или говоря современным языком — компетенции. Программы обучения предусматривают и прохождение практики на предприятиях города.

Уважаемые коллеги!

В своем выступлении я постаралась осветить основные направления деятельности по реализации трудового воспитания в нашем районе. Наша главная общая задача — способствовать формированию у обучающихся осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе, воспитание в духе коллективизма, трудовой и производственной дисциплины.

Доклад начальника УО АМР Бухмастовой Е.В. / .docx