Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

От первого лица

Бухмастова Е.В.,
начальник Управления образованием
Ашинского муниципального района

Эффективное управление как ключевой инструмент развития образовательных систем

Основная цель муниципальной политики — создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечивающего его доступность, качество и эффективность. Данная цель достигается благодаря реализации комплекса мероприятий на основе программно-целевого планирования и государственно-общественного управления в соответствии с ориентирами стратегии инновационного развития Ашинского муниципального района. Такой подход
основывается на четком определении целей организации и разработке программ по оптимальному достижению этих целей с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ.

Анализ текущей ситуации показывает, что образовательная система Ашинского муниципального района является самой финансовоемкой в бюджете района. Доля финансирования муниципальной системы образования в бюджете АМР составляет 45,3%. Исходя из этого, в целях эффективности использования бюджетных средств в основу финансирования необходимых мероприятий положен программно-целевой метод. Т.е. все средства, выделяемые нам на реализацию полномочий в сфере образования, предусмотрены в соответствующих программах.

Управление образованием в рамках своих полномочий реализует выполнение 5-ти ведомственных и 10-ти муниципальных программ. Реализация средств осуществляется в соответствии с сетевыми планами-графиками. Оценка достижения поставленных целей осуществляется посредством анализа и сравнения в динамике основных показателей реализации программ.

В рамках государственной программы развития образования в Челябинской области проводился и проводится сейчас комплекс мероприятий (в том числе и по оптимизации) по выполнению майских Указов Президента направленных на
достижение требуемых значений заработной платы работников образовательных учреждений. По итогам проведенной работы все соглашения в 2015 году между МОиН ЧО и главой района, по этому вопросу выполнены. В динамике это
выглядит так, как показано на слайде. 

Не смотря на это, остаются проблемы и в этом вопросе. Так в системе образования работает 356 человек, у которых заработная плата составляет от 6,1 тыс. до 8,3 тыс. рублей. Это в основном младшие воспитатели детских садов и
техперсонал образовательных организаций. И решить эту проблему без принятия соответствующих документов на региональном или федеральном уровне невозможно.

Актуальным вопросом кадровой политики в 2016 году является вопрос введения профстандарта педагога. Наиболее актуальным, и соответственно приоритетным, видом деятельности Управления в прошедшем году была, и остается и в этом году, работа по удовлетворению потребности всех желающих в услуге предоставления дошкольного образования в рамках программы «Развитие дошкольного образования». В этом плане была проведена большая работа по открытию новых мест в ДОУ за счет внутренних ресурсов самих ДОУ. В результате проведенной работы удалось ликвидировать очередность для детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет и выполнить соответствующий Указ Президента. Анализ индикативов данной Программы свидетельствует об эффективности программных мероприятий, но в сравнении с областными показателями доля детей получающих услугу остаются на низком уровне в Ашинском районе. Дальнейшим уплотнением эту проблему не решишь. Необходимо строительство нового детского сада.

В период с 2009 по 2016 год администрацией Ашинского муниципального района проведена большая работа по удовлетворению всех нуждающихся услугами дошкольного образования.

Разработаны и утверждены Госэкспертизой проекты по строительству детского сада на 110 мест, по строительству пристроя к ДОУ №22 на 50 мест, по реконструкции бассейна в ДОУ №1 п.Кропачево. В этом году проведен аукцион на разработку проектно-сметной документации на строительство детского сада на 240 мест в городе Аше по ул. Танкистов, 5. Все проведенные мероприятия потребовали значительных финансовых затрат — около 10 млн рублей из местного бюджета. Хотелось бы, чтобы подготовленные проекты на строительство были бы реализованы в ближайшее время на
условиях софинансирования с областным бюджетом.

Наряду с вводом дополнительных мест остается проблема содержания зданий детских садов. Мы понимаем, что это наши полномочия, но данная статья требует больших финансовых затрат. Сегодня в рамках областной программы развития образования предусмотрена субсидия на проведение ремонтов общеобразовательных организаций, а в дошкольных нет. Просим рассмотреть возможность включения данного вопроса в программу развития образования в Челябинской области.

В 2015 году деятельность Управления образованием по предоставлению доступного и качественного общего образования осуществлялась в соответствии с Программой развития образования в Ашинском муниципальном районе. Не буду останавливаться на основных объемных показателях и положительной их динамике, остановлюсь на проблемах. Несмотря на то, что мы значительно улучшили показатель по количеству обучающихся занимающихся в одну смену, он остается одним из самых низких по области. Нам поставлена задача вывести всех детей в одну смену и без  строительства новой школы мы с этой задачей не справимся. Мы выполнили ряд соответствующих мероприятий и
вошли в перечень планируемых к строительству объектов до 2025 года. 

Одним из направлений в деятельности является работа по выполнению комплекса мероприятий в рамках Образовательного проекта «ТЕМП». Здесь мы имеем ряд положительных результатов, в том числе и по взаимодействию с градообразующими предприятиями. Основная задача на будущее, это продолжение развития сетевого взаимодействия и включение в реализацию мероприятий большего количества субъектов производства и образовательных организаций профобразования, находящихся на территории района.

Одна из основных задач, поставленных перед нашей системой, это развитие дополнительного образования. Сложность решения данной задачи заключается в том, что необходимо увеличить охват учащихся услугами допобразования при
оптимизации средств. Мы пошли по пути увеличения наполняемости групп, при строгом контроле и лицензировании. В связи с тем, что все учреждения допобразования, подведомственные Управлению образованием, в отличие от  учреждений спорта и клубов по месту жительства, имеют лицензии, мы стали лицензировать данные услуги в школах и детских садах. Для этого разработали программы, создали условия, внесли изменения в учредительные документы,
выдержали проверки отдела лицензирования и аккредитации МОиН ЧО и в итоге на начало учебного года в семи учреждениях открылись лицензированные кружки и секции.

Проблема опять же касается того, что наличие программ, например по технической направленности, нуждается в создании специальных условий по их реализации. Мы готовы поучаствовать на условиях софинансирования в
областных программах финансирующих мероприятия развития образовательных программ технической направленности, открытия базовых центров в учреждениях допобразования.

Также хотелось бы озвучить и еще одну проблему. Мы много внимания уделяем развитию физической культуры и спорта в образовательных организациях района. Но данное направление требует опять же соответствующей материальной базы. В рамках приоритетного национального проекта «Образования» нам удалось обновить спортивный инвентарь и провести ремонт спортзалов в школах. Сегодня таких программ нет, а спрос есть. Для обеспечения оценки результатов эффективности муниципальных программ в Ашинском муниципальном районе разработаны целевые показатели, то есть количественные показатели эффективности реализации муниципальной программы, отражающие степень достижения цели и решения задач муниципальной программы. Проведенный на основании индикативных показателей сравнительный анализ отражает влияние Программ на уровень социально–экономического развития Ашинского муниципального района,
позволяет своевременно корректировать механизм реализации Программы, уточнять основные целевые показатели.

По результатам 2015 года все реализуемые Управлением образованием программы, по результатам внутреннего мониторинга, являются эффективными. Это еще раз доказывает правильность выбранной нами управленческой стратегии, или как говорил в 1980 году Джеймс Куинн: «Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом».